Достоинства и недостатки компьютеризации музыкального творчества. Потенциал электронной музыки.

Профессор Александр Рогачев
Член Правления Союза московских композиторов,
Лауреат Специальной премии Всероссийского конкурса композиторов.
Автор Системного курса Гармонии джаза «Теория и практика»

Max_Adams_Syntetica_Org

Во все эпохи и все времена смена одного музыкального стиля другим была обусловлена развитием и усовершенствованием самих музыкальных инструментов и приемов игры на них. Так, например, для струнных инструментов эпохи барокко (Вивальди, Бах, Гендель) использовался лукообразный смычек, с характерным для него штрихом detache, а изобретение струнного смычка с тростью привело к образованию более поздних, принципиально новых музыкальных стилей, разнообразных исполнительских штрихов и новых технических возможностей. Тоже самое можно сказать о деревянных и медных духовых инструментах, которые из натуральных музыкальных инструментов ( без клапанов и вентелей ) в начале 19 века стали хроматическими. Благодаря этим и другим изобретениям и усовершенствованиям музыкальных инструментов, поднялся уровень исполнительства на этих вновь созданных инструментах и симфонический оркестр приобрел вид современного оркестра.

Одним из самым главных, революционных изобретений для всей музыкальной индустрии 20 века стали изобретение электрогитары, клавишных электронных синтезаторов, компьютерной обработки и записи звука.

В течение жизни мне посчастливилось услышать огромное количество музыкальных произведений разных жанров и времен. Более того, всю свою сознательную жизнь я учился понимать самые различные стили и направления, коих знаю достаточно много и на этом основании могу объективно сравнивать их. Это моя профессия.

Можно с уверенностью сказать, что сегодня наступила эра электронной компьютерной музыки. Компьютер становится главный инструментом современных композиторов и аранжировщиков. Нельзя сказать, что владение музыкальными инструментами и музыкальная грамота перестали быть необходимыми для современных музыкантов, но знание компьютера и умение пользоваться им является первостепенным.

Во времена моего профессионального становления компьютеров еще не было, но была отличная партитурная бумага, на которой каждый композитор, имеющий творческую фантазию и внутренний слух, мог написать всё то, что он услышал. По сути дела, чистый партитурный лист — это некое поле, на котором композитор излагает свои музыкальные идеи, которые изначально зарождаются в его творческой фантазии. Прежде, чем поставить тот или иной музыкальный знак в свою партитуру композитор должен быть уверен в том, что это единственно верный звук или аккорд в его композиции, он должен его услышать. То, что записано тушью в партитуру уже нельзя изменить без повреждения самой нотной записи.

С использованием компьютера процесс создания оркестровой музыки во многом упростился, но одновременно с этим, утратил свою чисто музыкальную, слуховую природу. Музыка становится «зазеркальной» и творческий импульс изначально возникает не у композитора, а извлекается из компьютерных данных. Таким образом компьютер сам начинает «предлагать» и «диктовать» композитору свои творческие возможности и идеи, а не наоборот, как это бывает в обычной работе композитора с оркестровой партитурой.

Работа с компьютером во многом изменила сам творческий процесс сочинения и стилистику современной камерно-симфонической музыки. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Очень часто механическое привнесение компьютерных технологий в живую ткань оркестровой партитуры приводит к весьма жалким творческим результатам. Во всяком случае, за последние десятилетия в мировой камерно-симфонической музыке не появилось ни одного музыкального шедевра, который можно было бы сопоставить с великими произведениями композиторов 20 века: И.Стравинским, С.Прокофьевым, Д Шостаковичем, А Бергом и многими другими.

Можно провести такую аналогию: философия, как наука мало кого увлекает серьезно, но существование человечества не может обойтись без её осознания. Также я могу сказать и о камерно симфонической музыке. Это удел крайне узкой прослойки посвященных людей, но это представляет собой гораздо большее, чем все философские течения вместе взятые, а компьютерные технологии привнесли в это мировое наследие немало безликости и безвкусия. И это факт.

Однако, всё вышесказанное не относится к чисто компьютерной электронной музыке и танцевальным молодежным стилям. Для того, чтобы успешно работать в направлении электронной музыки вовсе не обязательно хорошо играть на каком-либо музыкальном инструменте, знать основы музыкальной теории и даже иметь хороший, развитый слух музыканта. Для этого необходимо освоить некоторые музыкальные программы, уметь пользоваться ими и следить за развитием модных стилистических течений распространенных во всем мире..

Для меня, как человека, который большую часть своей жизни посвятил обучению музыке большого количества музыкантов России, в наивысшей степени интересует вопрос будущего современной музыки. То, что приходится наблюдать в последние годы меня крайне беспокоит. «Творческий подъем масс» реально принимает характер тотальной эпидемии: электронную музыку в наши дни пишут все, кому не лень, однако, качественный уровень этой аудио — продукции не выдерживает никакой критики. Как показывает практика, количество бесчисленных компьютерных композиций и эстрадных песен, выложенных в Интернете и звучащих по радио, не увеличивает, а только лишь уменьшает количество хорошей музыки.

В компьютерном «марафоне»,с одной стороны, принимают участие профессиональные композиторы, получившие фундаментальное композиторское образование в музыкальных академиях и консерваториях, с другой — люди, которые ранее не научились даже играть на каком-либо музыкальном инструменте, но достаточно хорошо знающие компьютер и программирование.

Как ни странно, но часто более «продвинутыми» в создании современной танцевальной электронной музыки являются не композиторы-профессионалы, а сочинители – программисты.

Высокие знания композитора-профессионала о развитии музыкальной формы, мелодии, гармонии, ладах, полифонии и оркестровке становятся практически невостребованными в компьютерной музыке. Здесь действуют абсолютно другие законы организации музыкального процесса. Для того, чтобы написать хорошую композицию в одном из современных танцевальных стилей клубной электронной музыки (Techno, House, Funk, Progressive и др.) необходимо иметь достаточно хорошее профессиональное оборудование: микрофоны, звуковую карту высокого качества, предельно точные студийные мониторы для прослушивания и сведения треков композиции, обработку звуков, микшерский пульт, усилители и многое другое. Стоимость аналогового оборудования в некоторых студиях Москвы доходит до миллиона долларов и более. Однако, само по себе превосходное, дорогое студийное оборудование ещё не делает «погоду» в музыкальном творчестве. Решающее значение имеет знание компьютерных программ, вкус и творческая фантазия звукорежиссера и автора композиции, которые очень часто на более простом и вполне доступном по цене оборудовании достигают гораздо более высоких творческих результатов.

Мне довелось познакомиться с одной из таких современных музыкальных групп, чье творчество не могло не обратить на себя моего внимания. Это ребята из группы SYNTETICA ORG (Max Adams — звукоинженер, и Diana Stark — вокал, автор текстов). Они действительно представляют современному слушателю что-то новое, показывая высший пилотаж в работе со звуком.

Max Adams проявляет себя как необычайно талантливый автор и инженер. Его работы обращают на себя внимание наличием идеи, богатством тембров, потрясающим сведением, смелым сочетанием жанров в едином произведении.

Вообще, создание электронной музыкальной композиции – достаточно трудный творческий процесс, требующий большой концентрации внимания и эмоциональной отдачи. Одна из основных задач её создателя заключается в объемном слышании всех компонентов музыкальной ткани, которая находится в постоянном панорамном и динамичном движении на фоне устойчивой конструкции регулярного ритма основного барабанного трека. В работах «Синтетики» всякий раз, в каждое мгновение времени, звуковая картина видоизменяется и мы можем слышать и наблюдать эти изменения во времени.

Всякий музыкальный звук, так или иначе вызывает у слушателя некоторую эмоциональную реакцию. Когда электронная музыка создается исключительно на базе программного расчета без эмоционального участия её создателя, то это сразу чувствуется. Такого рода расчетливая музыка мало кому нравится, разве только самому автору. В музыкальных композициях Макса Адамс всегда есть некоторый эмоциональный посыл, идущий от его ощущения динамики движения. Он, как никто другой может передавать это ощущение в своей музыке, т.к сам является первоклассным танцором. Таким образом каждый фрагмент музыкальной композиции имеет хорошую динамику развития, без лишних затяжек и задержек. Музыкальная форма выстроена стройно и логично, отчего его музыку слушать всегда легко и приятно.

Свежий нестандартный креативный взгляд современных создателей электронной музыки в сочетании с классической музыкальной школой делают музыку более интересной и непредсказуемой, а современные технологии открывают новые направления в работе со звуком. Я рад, что на смену приходит поколение, которое способно расширить границы музыки до новых горизонтов.

 

Добавить комментарий

Записаться




Подарочные сертификаты

Сертификат на 8 занятия в группе — 4500 р. 

Подарочная клубная карта действует в течение трех месяцев.

Ее необходимо активировать в течение 30 дней с момента оформления.

Заказ сертификата осуществляется по телефону нашей школы.

Подарите другу Индивидуальный урок в подарок!

Сертификат на 1 занятие — 5000 р.

Подробнее об индивидуальном уроке читать здесь

Танцевальные занятия в нашей студии — гарантировано необычные и приятные впечатления!