Еще в конце 90-х годов мы видели мир совсем другим. Воздух был пропитан единством, всеобщим духом и настроением. Людей повсеместно объединяли идеи, кумиры, народные движения, создавая целостный организм по названием «общество». Представители разных областей и интересов общались в одних и тех же кругах, создавая здоровую и разностороннюю атмосферу. Мир был не разделим, но последние 15-20 лет перевернули его с ног на голову.
Очевидной и безвозвратной стала всемирная тенденция разделения всего на сегменты. В настоящее время практически невозможно завоевать всеобщее внимание публики. Это неподвластно ни СМИ, ни артистам, ни кому-либо другому. Пожалуй, единственное направление, объединяющее всех людей, это технологии. В остальном, вместо целостного общественного движения мы получили узконаправленные сообщества, различные тусовки: модели, йоги, «качки», танцоры, музыканты… У каждого сообщества имеется своя уникальная функция и предназначение. Мир современных танцев также оказался разделен на поджанры. Две основные, концептуально противоположные категории — это сценический танец и массовый танец. Сценический танец предназначен именно для сцены, и по этой причине он никогда не станет массовым. Тот пик, когда в школах современных танцев заучивали сценические постановки уже прошел, постепенно пришло осознание того, что «сцена» и «танцпол» — это два разных полюса. «Сцена» навсегда останется на сцене, «танцпол» диктует собственные требования. Сценический танец это визуальное искусство, где тенденция склоняется к усложнению, что не даст ему стать массовым. В массовом, танцпольном танце ключевой аспект — это «упрощение».
В последние годы современный танец в массовом понимании принял форму «подвигаться под музыку», это нечто похожее на переминание с ноги на ногу, в лучшем случае — на ходьбу. Назвать современную танцевальную культуру богатой и продвинутой — язык не повернется. Любой может в этом убедиться, посетив любую вечеринку. Единственный способ спасти и оживить эту «овощную» ситуацию может только мода. Танцевать круто должно стать модно, только в этом случае это привлечет массы. Популяризация чего бы то ни было — трудное, комплексное, масштабное и дорогое мероприятие, которое может быть осуществлено только в плотной массовой среде. Чтобы создавать моду на современные танцы важно понимать, что находится у ее истока. И сейчас мы поговорим о музыке.
Музыкальные мероприятия — это неотъемлемая часть жизни любого общества. Наиболее распространены — концерты, мюзиклы, опера, jazz бэнды, рок концерты, барные вечеринки, фестивали, ночные клубы и дискотеки. Но далеко не каждое мероприятия из всего этого изобилия соответствует танцевальному формату. Танцевальное течение неразрывно связано в первую очередь с электронной танцевальной музыкой. Сюда входит многочисленное количество жанров от Dub Step, Electro, Minimal Techno, House … до попсы, и каждый из этих жанров несет собственную танцевальную культуру.
Мощнее всех выстрелил за последние годы Dub Step. Это направление приютило такой танцевальный стиль как Break Dance. Их тандем моментом набрал популярность. В чем секрет? Почему с другими стилями этого не произошло? Дело в том, что и Dub Step, и Break Dance — это молодежные, детские направление. Именно поэтому их слияние ознаменовало рождение массовой культуры. В случае с остальными танцевальными электронными жанрами подобного взрыва не произойдет, потому что они ориентированы на более взрослую публику, локализованы в рамках ночных клубов и музыкальных фестивалей. Но тем не менее, все они имеют общую концепцию современного танца, которую можно кратко охарактеризовать как «примитивизм», и за этой концепцией — будущее. Несмотря на то, что массовый танец движется в сторону упрощения, он, как и все остальное, стремится к повышению качества. Это стремление дает перспективу для его развития.
Значительную роль в развитии танцевальной культуры общества сыграло изменение стиля жизни людей. Жизнь становится насыщенней, появляются новые виды деятельности во всех направлениях: спорт, игры, развлечения и т.д. Загруженность человека с каждым годом растет: перенасыщение информацией, перегруз в образовании, на фоне конкуренции за рабочие места — ужесточение требований к сотрудникам, многообразие в организации досуга. Чем сильнее растет загруженность людей, тем меньше у них остается времени на все. Это одна из наиболее острых проблем современного мира. На танец у людей времени становится меньше, это означает, что профессиональное владение танцем — это удел профессионалов. Количество людей, интересующихся танцами уменьшается, и даже на досуговом уровне, танец становится достоянием малочисленных групп людей, объединенных общей танцевальной идеей. Этот факт не вдохновляет.
Все новомодные тренды, увлекающие массы людей, в 90% случаев — это «мусор», который отнимает бесценные годы жизни. Новые модные «темы» вспыхивают и угасают, сменяясь одна другой. Человек уже не контролирует свое внимание, отдавая предпочтение потреблению всевозможного контента в силу его модности и грамотного пиара. Тенденции, они появляются и исчезают, а танец — это вечность. Танец — это искусство владения своим телом, а тело — это то, что всегда с тобой. Это дом, в котором ты живешь. Вопросу существования танца ничего не угрожает, потому что музыка не умрет никогда, ее популярность может только расти. Музыка, она как любовь, стоит ее один раз попробовать, ты уже не можешь ей насытиться.
Абсолютно не обязательно ходить на дискотеки, чтобы иметь стимул учиться танцевать. Цель танца — это процесс танца. Как сказал известный писатель Дайер Уэйн,- «Вы танцуете не для того, чтобы занять место на танцполе. А для того, чтобы наслаждаться каждым шагом на этом пути». Танец дает ответы на многие вопросы, он учит владеть телом, он лечит душу, развивает мозг, моделирует настроение, балансирует психику, формирует характер, отношение к себе как собственное, так и окружающих. Танец меняет качество жизни. Умение двигаться не менее важно, чем хорошо выглядеть и быть хорошо одетым. Заглядывая в будущее можно четко спрогнозировать развитие современного танца. В условиях того, что человек сегодня увлечен множеством занятий: спорт, йога, английский, тренинги и т.д., настало время «танцу за 1 занятие», т.е. обучающим программам танца, которые в сжатом виде дают максимум применимой на практике информации, которую сразу можно использовать на танцполе. На этой почве программа обучения без заучивания связок «База современного танца. Импровизация для танцпола», которая полностью соответствует требованиям современного потребителя, завоевала бешеную популярность. Фонд «Стремление» (www.dancestudio.ru) уже много лет назад осознал эту тенденцию и предложил первую в мире программу, совершенную с точки зрения современных потребностей. Эта программа, как представитель передовых технологий, может стать популярной на весь мир.
С массовым внедрением подобных программ, количество людей, которые занимаются танцами будет расти, но время, которое они будут уделять обучению будет уменьшаться. Базовые танцевальные техники, которыми они будут владеть, будут одинаковыми, что означает, что их танец будет похож, но это не будет никого волновать, ведь никому же нет дела, что iPhone у всех одинаковый.
Танец и музыка не будут видоизменяться бесконечно. Они достигнут предела своего развития, ограничиваясь физическими параметрами: 1) ограниченность скорости восприятия информации человеком; 2) отсутствие потенциала для роста количества танцевальных техник, т.к. они ограничены физикой. Это означает, что музыка и танец придут к знаменателю, и там и останутся. Музыкальному формату еще предстоит некая трансформация за счет вливания музыкальных жанров друг в друга. Примеры виртуозных сочетаний музыкальных жанров, и то, как музыка будет звучать в будущем, можно услышать в работах музыкального проекта SYNTETICA ORG . Что касается танца будущего, то уже сейчас понятно, как он будет выглядеть. Танец вобрал в себя все возможные техники и созрел как наука о визуальном искусстве. У него свои законы выразительности, которые и определяют пределы его развития. Яркие примеры апогея современного танца можно увидеть в культовых сериях фильмов «Шаг Вперед» и «Уличные танцы», а также в работах отдельных танцоров, которые и снимались в этих картинах.